Принцип работы перепускного клапана заключается в следующем: внутри корпуса находится плоская витая пружина, которая открывает потоку масла дорогу в мотор. У отдельных моделей фильтров данная пружина находится снаружи, что может привести к перекосу клапана и затруднить его возврат в нормальное положение. Также существует угроза того, что масло будет поступать в двигатель долгое время, минуя фильтроэлемент.
Как правило, при изготовлении фильтров существуют стандарты, касающиеся степени жесткости пружины и материалов, из которых устроен клапан. В большинстве марок пружина производится не из металла, что помогает исключить замерзание клапана при сильном морозе, из-за чего он может не работать.
В большинстве современных масляных фильтров установлена пластинчатая пружина. Несколькими годами ранее применялись цилиндрические пружины, но таковые занимали много места. Впрочем, это был единственный недостаток данных элементов.
Противодренажный клапан представляет собой резиновое колечко с широкими краями. Они закрывают отверстия в чашке фильтра, не позволяя маслу вытекать наружу в момент, когда давление в системе падает.
Данный клапан должен обладать устойчивостью к различным температурам и эластичностью. В качественных фильтрах он плотно прилегает к корпусу.
Клапан, выполненный из силикона, считается самым лучшим, поскольку сохраняет свои свойства даже в неблагоприятных условиях. Благодаря ему масло не будет вытекать из корпуса.