Глава 2. Разбор двигателя.
Для начала стоит определиться, где Вы будете ЭТО делать!
Место должно быть хорошо отапливаемым, освещаемым и рядом с домом. Идеальный вариант – дома(ИМХО). Очень удобно вечерком, например, идти никуда не надо – зашел в отдельную комнату, поковырял движок. Только сразу учтите масло, и антифриз на пол попадут по-любому, несмотря на то что Вы его уже слили. Движок по полу придется изрядно поелозить. Благо у меня в квартире пока есть одна такая комната:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-20
Зима длинная, поэтому необходимо расположиться поудобней:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-20
Для того, чтобы добраться до коробки передач необходимо располовинить двигатель. Чтобы это сделать требуется демонтировать(см. Хайнс сервис мануал):
- клапанные крышки
- распредвалы
- головки цилиндров
- обгонную муфту
- помпу и термостат
- рабочий цилиндр сцепления
- сцепление
- маслонасос и магистрали
- шатуны и поршни
- механизм переключения передач
- стартер
Выворачиваем свечи, снимаем клапанные крышки, открутив по 8 болтов на каждой головке (подписываем где какая, перед, зад… т.к. мануал настоятельно советует не мешать запчасти передней и задней пар, несмотря на то что они взаимозаменяемы *-Хайнс):
Нумерация цилиндров:
1 – задний левый
2 – передний левый
3 – задний правый
4 – передний правый
Снимаем крышку(1) откручиваем болт(2)
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-20
Для того, чтобы снять распредвалы задней пары цилиндров, требуется установить поршень первого цилиндра в ВМТ. Для этого жизненно необходимо выставить метку Т1, т.к. это та точка, в которой все клапана закрыты, и поэтому клапана не давят на распредвал.
Берем трещотку с головкой на 32 и начинаем крутить болт (3) против часовой стрелки(мануал запрещает крутить двигатель за болт ротора (3*), хотя я крутил именно за него), а в отверстии от болта (2) пытаемся увидеть метку Т1, которую необходимо выставить напротив указателя (4)
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-20
Лучше это делать вдвоем и иметь при себе фонарик, т.к. смотреть надо не напрямую в окошечко, а под углом приблизительно 45
0 иначе в это окошечко можно долго смотреть и крутить… Вот так:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-20
После того как Вы всё-таки поймали метку Т1 не торопитесь радоваться. Необходимо убедиться, что
маленькие метки на распредвалах "смотрят" строго вверх. Если Вы их не видите, значит они внизу. Проверните коленвал за болт(3) на 360 против часовой стрелки. Теперь обе
маленькие метки точно должны быть вверху, что означает - поршень первого цилиндра находится в ВМТ:
Теперь можно смело снимать натяжитель цепи задней пары цилиндров, ослаблять цепь, откручивать распредвалы, вынимать направляющие цепи.
Когда разбираете заднюю пару цилиндров мануал говорит, что сперва надо снять распредвал на выпуске. А когда разбираете переднюю пару цилиндров - первым снимать распредвал на впуске.(Зачем - не знаю
)
Снимая крышечки распредвалов (7) замаркируйте их, чтобы при сборке не перепутать.
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-21
Хотя вообще-то они должны быть замаркированы с завода-изготовителя следующим образом:
I - intake (впуск)
E - exhaust (выпуск)
Для задней пары цилиндров номера от 1 до 4 справа налево
Для передней пары цилиндров номера от 1 до 4 слева направо
Сняв распреды задней пары цилиндров, повесив цепь на "печенюшке" системы охлаждения, переходим к демонтажу распредвалов передней пары цилиндров. Для этого отправляемся искать метку Т2 - чтобы выставить поршень второго цилиндра в ВМТ. При этом все клапана закрыты, и поэтому не давят на распредвалы.
Когда будете крутить коленвал для поиска метки Т2 - не забудьте, что цепь задних цилиндров ослаблена, поэтому надо держать ее "в натяг", чтобы она не запуталась и не заклинила!!!
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-21
Опять прокручиваем коленвал за болт(3) против часовой стрелки до появления в окошке напротив указателя(4) метки Т2. Не забываем про
маленькие метки на распредах, которые должны быть вверху, если нет - то опять проворачиваем на 360 против часовой - вот оно! И далее по списку: натяжитель, направляющие, распредвалы.
Теперь необходимо вынуть трубки(9) системы охлаждения, зашплинтованные штифтом(8). В теме про "печенье" об этом уже писал AndreyGround:
http://vmax-club.ru/forum/index.php?topic=3680.0By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Подходящей по диаметру отвертки не нашлось - использовал круглогубцы. Выкрутил пробку(10), затем, вставил круглогубцы в отверстие трубки(гусары - молчать) и стукнул по ним молотком.
При вынимании трубочек(9) надо что-то подложить, чтобы цепь не упала в картер. Я использовал шестигранники. Необходимо не забыть открутить девайс(11) системы охлаждения
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Теперь можно снимать головки, открутив по четыре гайки(под шестигранник на 8) на каждом цилиндре, которые находятся в указанных отверстиях:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Главное не торопиться, и не сорвать грани! Нужно зафиксировать двиг как можно надежнее и удобнее. На коленках головки не снимешь. Усилие нужно немалое, без нервов и резких движений. Резьба нормальная против часовой выкр. по часовой закр.
Когда открутите головки, мануал рекомендует не путать гайки, поэтому после демонтажа головок гайки на место, чтобы не перепутать:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Сняв головки был чертовски приятно удивлен. После пробега в 50т.км. с небольшим на зеркалах цилиндров отчетливо видны следы заводского хонингования:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Выработки практически нет. Вот могут же эти японцы! Почему наши не могут???....
Скидываем сцепление, руководствуясь подробным пособием:
http://vmax-club.ru/forum/index.php?topic=973.0 Познав тайну восьмого фрикциона, отгибаем шайбу(13) и откручиваем гайку(12). Резьба обычная. Проще это было сделать, когда движок стоял в раме и, включив передачу и нажав на тормоз можно было зафиксировать корзину на валу. Но "мы не ищем легких путей"(с). Засунул в хвостовик хромованадиевый вороток, надел на него метровую трубу, и при попытке открутить гайку(12) обнаружил, что вороток не очень то и хромованадиевый, т.к. момент затяжки там ипанистический:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Пришлось добавить в хвостовик ещё шестигранник на 10 и гайка открутилась на раз:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Далее скидываем ОБГОНКО!!! по подробному пособию:
http://vmax-club.ru/forum/index.php?topic=1031.0Я бы только от себя добавил, что упирал съемник, взятый в пользование у db, не в болт, а прокладывал две монетки, для распределения давления - чтобы отверстие в болте не раздербанить! Но может этого и не надо было делать. Береженого бог бережет...(ИМХО)
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Теперь снимаем помпу вместе с термостатом. Для этого откручиваем болты на крышке помпы, и болты(16) термостата. В отверстии(17) не было болта, хотя резьба под него там есть. А вместо болта в отверстие крепления термостата вставлена такая резиновая затычка, которая при затягивании болтов(16) прижимается к отверстию(17).
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
Снимаем стартер открутив два винта(19)
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Откручиваем рабочий цилиндр сцепления. Болты(18).
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-01-22
От души завэдэшиваем болты поддона, болты в верхней половинке, в нижней и идем пить пиво ибо нех!(с)
Снимаем поддон.
Откручиваем маслонасос(20), магистральки(21), откладываем всё в сторонку, записав, или сфотографировав, чтобы не забыть что к чему!!!
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Сняв магистрали видим Коленвал, на котором сидят шатуны(22)
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Осторожно и нежно отворачиваем болты крепления шатунов, и вытаскиваем поршни с шатунами через верх. Чтобы опять же ничего не попутать - записываем(или схемку рисуем) и отмечаем(какой поршень из какого цилиндра):
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Остается открутить 4 болта TORX пластинок(23), которые держат подшипник:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
И три "пластилиновых" болтика пластинки(24), предварительно сняв звездочку(25). Мануал говорит о том, что Вам возможно понадобится спец. девайс производства "ямаха", чтобы открутить эти болты. А также говорит о необходимости установки новых при сборке двигла.
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Я был вероятно не исключением и сорвал шлицы на одном болту. Пришлось воспользоваться экстракторами, чтоб вытащить запортаченный болт.
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-22
Ну вот собственно вроде бы всё готово к тому, чтобы "расколоть" движок.
Поэтому отворачиваем болты, соединяющие половинки картера в обратном порядке.
Сначала ослабляем,
но не выкручиваем болты верхней половинки картера, начиная с №36 по №23.
Затем перевернув движок отворачиваем и вытаскиваем болты нижней половинки картера №22 - №1. От себя добавлю, что каждый болтик подписал, чтоб потом не попутать.
Опять переворачиваем движок в обычное для него положение и от руки выкручиваем болты верхней половинки, опять же пронумеровав.
Теперь через досточку, нежно постукивая отделяем половинки картера друг от друга, позаботившись о том, чтобы не запортачить поверхности соприкосновения половинок!!!
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-14
Далее не забудьте, что если собираетесь вынимать колено, или балансировочный вал - отметьте точки (метки) которые необходимо совмещать!!! Тема боян, терли здесь:
http://vmax-club.ru/forum/index.php?topic=4375.0У меня так:
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-22
Вынимаем валы по очереди сначала первичный(ведущий), затем вторичный(ведомый). Если от руки они не вынимаются - воспользуйтесь молотком!
Нежно, через деревяшку постучите, и будет счастье!!!
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-22
При вынимании валов запомните, в каком положении стоят вилки, чтобы при сборке ничего не попутать!!!
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-22
Разбирать валы надо отдельно,
чтобы не перепутать детали. т.е. либо раскладывать в длину на отдельной для этого поверхности, либо на проволочку надевать, чтоб ничего не потерять и при сборке не развернуть кверху задом.
By
alexboost, shot with
FE-140,X-725 at 2010-02-22