Ниженаписанное - это немножко размышление о законе подлости, и немножко руководство по ремонту, так шо кому неохота читать всё - читайте то что интересно ;-)))
О законе подлости :
Началась эпопея с того, что потекла машынко сцепления. Переборка проблему решила, течь перестало. А потом и вовсе купил ремкомплект, инсталлировал и всё стало совсем хорошо, но ! По уже упомянутому закону подлости, установка ремкомплекта в машинку сцепления, непостижимым образом СОВПАЛА по времени с умиранием дисков сцепления (чего я предположить ну никак немог). Вопщем моц ревёт - а не едет.
Решив что тяга пропала из за того что недостаточно хорошо прокачал гидромагистраль при установке ремкомплекта в машынко, и пузырь воздуха не даёт полностью схватицо корзине сцепления - стал неистово магистраль прокачивать и прокачивал это дело как заводной аж три раза вчера и один сегодня. Причом что интересно: после выхода последнего пузыря воздуха мотоциклет начинал кое как ехать, но только до тех пор, пока не заглушишь и не поставишь на боковую подножку. После этого - тяга становилась как у велосипеда. Полагая, что в наклонённом состоянии (на подножке) там откудато непонятно откуда всплывает недопрокачанный воздух, я начинал прокачивать заново, и что характерно - каждый раз в системе оказывался воздух (хоть немного). После очередной прокачки мапет опять начниал кой как ехать, и опять до первой подножки - и писец. Не тянет. А поездишь так поинвалидному немножко - вроде потянул. А потом опять сдох,. А потом опять поехал.... Вобщем Плять !!!! Совпала короче переборка машынки с гибелью фрикционных дисков !!!
О замене дисков:
Вобщем после четвёртого прокачивания окончательно утвердился в мысли что пора менять диски сцепления. Искомое обнаружилось в подземном мотозаведении, известном всем как "мистермото", где и был сёдня приобретён комплект эпонских дисков VESRAH, за 3150 рублей (кстати там есть ещё). Комплект представляет собой восемь штук несодержащих асбест двухсторонних фрикционных дисков, 7 из которых одинаковой ширины, и один - УЖЕ остальных.
Поскольку диски менял впервые в жизни - проявил недюжинный ум и мудрость, пошагово фоткая весь процесс (что уже очень пригодилось мне. и надеюсь пригодицо ещё кому нить...).
Короче: после снятия крышки, и извлечения из глубин мотоциклета 7 старых фрикционов (friction plate), проложенных как и положено 6 железяками (clutch plate) - возник вопрос: а где же плять восьмой фрикцион ? В новом то комплекте - восемь ! А я походу где то (кажеца на мотору) что то подобное уже читывал, что дескать "в комплекты дисков сцепления всегда один лишний диск кладут, который якобы нах ненужен ! Вот глупые японцы, ха-ха-ха !!!". Консультирование с Верховным кувалдожрецом Совецкого Союза, пытливый ум исследователя тоже не очень удовлетворило и решил всёж таки разобрацо до конца.
Мануал гласил, что щас (под седьмым фрикционом) должна быть седьмая железяка (clutch plate), а под ней какая то контровочная проволока (wire circlip), но глазами ничего такого не обнаруживалось. Токо приглядевшись и полазив пальцем, таки обнаружил, что под последним, седьмым фрикц.диском действительно лежит ещё одна, седьмая железяка (clutch plate - я её поначалу принял за дно корзины сцепления, в масле ж всё...) , вытащить которую возможным не представлялось хоть ты тресни. И совсем уж прищурившись, с радостью обнаружил что она и впрямь по кругу контрицца тоооненькой стальной проволочкой,
которую я радостно и выдрал ! После чего седьмую железяку извлёк беспрепяцтвенно, и под ней обнаружилось тонкое железное кольцо и (УРРРА !) долгожданный 8 фрикцион (тот самый, который УЖЕ остальных, и в комплекте "как бы лишний" ;-).
Достигнув таким образом дна корзины - стал засовывать новые фрикционы, в обратном порядке - т.е. сначала вставил восьмой узкий, положил седьмую железяку (clutch plate), и тут понял, что проволочку то я выдрал мозолистой рукой - а вот как на место ставить, и как она там за что цеплялась - без понятия. Мануал на сей счёт молчит, а от внешнего вида проволочки больше вопросов возникает, чем ответов. Один конец у неё загнут треугольной петелькой, а другой разогнут буквой "П". Полный п.... И как её там цеплять - хрен знает...
Короче кинулся смотреть на фотоаппарате как там чего было - и к счастью обнаружил, что оказываеца в самой корзине сцепления изнутри породелана маленькая дырочка, об которую эта проволочка и цепляеца. Не было бы фоток - ипался бы до сих пор, ибо дырку эту заметить ну просто нереально ! Подробности - см.ниже
Вобщем имейте ввиду. Замена дисков - вещь нечастая, а описания подобного гемора я нигде не встречал, поэтому решил описать - думаю пригодицо. Сдаёцо мне, что не у одного меня затруднения с проволочкой и с "лишним" узким фрикционом ;-)))...
О свежем сцеплении (фпичитления):
Владея собственным вымаксом 1 год и 11 месяцев, я ездил себе на нём и на других таких же, и время от времени, по настроению, рвал как тузик тряпку, всех подряд, у кого больше одного колеса и меньше двух крыльев, при этом тихо радуясь, что мой максимко едет никак не хуже (а чаще - лучше) других максимков. Хе-хе... Глупый, маленький, безволосый, человеческий детёныш....
Что такое "ЕДЕТ ХОРОШО" - я понял токо два часа назад. В Подмосковье льёт ацкий дощ, трассы забиты возвращающимися с дач плантаторами, дороги грязные и скользкие, а я без экипа (я ж вроде шёл сцепление менять, а не котацо), но... Батюшки мои ! ТАКОГО - я даже на ютубе не видал !! Как же он едет ! (тьфу-тьфу-тьфу). В глазах темнеет !
Уж как оно будет посухому - просто и вообразить немогу... Куда там фпесду ремень ! Какой к %уям диноджет !!! Зачем ? Не балуйтесь, дети !
Резюме:
Максимко, любимый... Концентрат Счастья ! (ой, я не могу... переполняет, сцуко, нежность)
итак:
Алгоритм замены дисков1. приехать в такое место, где сухо и светло (например в гораш). Под открытым небом лучше этого не делать, ибо может неожиданно наступить ночь, ну или дождик пойдёт, налив в открытый картер воды (что крайне малополезно)
2. и отключить мотоцикл
3. дать остыть
4. пока остывает - отсоединить и вынуть аккумулятор (щас поймёте зачем)
5. Отколупать с правой стороны мотора налипшее говно, ибо обычный уличный песок - это диоксид кремния, штука весьма твёрдая, и при попадании в картер (как и вода) здоровья мотоциклетке не прибавляющая. Да и вообще - подготовьте уже наконец рабочее место. Нужна чистая сухая поверхность, на которую щас будут выкладывацо всякие извлекаемые промасленные штуки (много). Да ! Пока оно остывает - отвинтите два болта правой водительской подножки с педалью тормоза шоб не мешалась. "Лягушка" (выключатель) стоп-сигнала держица за педаль тормоза пружинкой - её тоже отсоедините, шоп не маячила.
6. завалить максимко на левый борт (аккум надеюсь извлекли ? А то его переворачивать вредно) предварительно подложив под мапет что нибудь нежёсткое типа пары покрышек (заваливать надо для того, шоб масло из картера на ноги не лилось).
7. внутренним шестигранником на 4 открутить девять болтов крышки сцепления. Внимание - два болта длиннее прочих (один который крепит "лягушку" стоп-сигнала, а второй - ему противоположен).
С крышкой обращайтесь как с девочкой, т.е. - нежно, трепетно, романтично, неспеша и бережно покачивая - иначе порвёте прокладку, а оно вам надо ?
8. вдоволь налюбовавшись открывшимися видами
- открутить шесть болтов (кажеца на 8 ), которые держат кольцо-фиксатор (clutch spring plate retainer)
9. которое фиксирует выпуклую круглую упругую поеботину - пружину сцепления (clutch spring plate). Снять нах.
Кстати: пока сцепление размонтировано, рычаг сцепления не выжимайте. Без пружины сцепления - всё повылезет наружу нах, замучаетесь потом невпихуемое обратно впихивать ;-)))
10. Под пружиной сцепления - тонкое жестяное посадочное кольцо под поеботину (clutch spring plate seat). Снять нах.
11. Под посадочным колцом - массивная круглая штка с дырками (pressure plate). Снять нах.
12. Обнаружцо стальной грибок сидящий в масле на оси сцелпления. Грибок не трогайте - он щас вам не нужен. Вынимайте фрикционные диски (friction plate - это которые с феродо) и лежащие между ними железяки (clutch plate - это которые просто железяки с зубчиками). Вынимая диски, обратите внимание, что у всех дисков, кроме восьмого (узкого) по два противоположных зубца (т.е. два выступа) с полукруглыми фигурными вырезами (по одному и по два). Вот и собирать диски надо так, чтобы такие зубцы у всех совпадали. И чтобы те "зубцы", на которых по два полукруглых выреза - легли в то гнездо барабана, на торце которого две точки выбиты.
13. Вынимайте, вынимайте.... После вынимания седьмого фрикциона смотрите внимательно: вы достигли проволочки (wire circlip).
14. Теперь требуеца найти дырку в стенке корзины сцепления (см. фото в п.13), за которую концы проволочки держуца, и их оттель извлечь.
Крепление проволочки изнутри - фото слева, снаружи - фото справа:
15. Снять проволочку нах.
Поскольку при извлечении проволочки её концы почти наверняка погнуццо
- показываю какими они быть изначально.
Так что после снятия проволочки - придайте ей первоначальную форму
16. Снять седьмую железяку (это сложнее, чем с предыдущими, ибо она глубоко в корзине - пальчцами не пролезть. Я двумя маленькими надфилёчками орудовал. Можно проволокой, или каким нить ножиком мелким), снять тонкое металлическое кольцо (clutch damper spring). И вынуть из под всего этого хозяйства последний, узкий, восьмой фрикцион.
Всё. Ура. Таперича суйте новые фрикционы в обратном порядке: сначала узкий фрикцион, потом тонкое металлическое кольцо (обратить внимание: если протереть его от масла. то на одной из его сторон будет выбита надпись "OUTSIDE" -
так вот этим "аутсайдом" кольцо надо класть к себе, т.е. наружу).
Потом кладите седьмую узкую железяку, потом контрите проволочку (это словами не объяснишь - глядите на картинки и врубайтесь).
Ну и далее по принципу: фрикцион-железяка-фрикцион-железяка-фрикцион-железяка-фрикцион-железяка-фрикцион-железяка-фрикцион-железяка-фрикцион. Повторяю - надо шоб фигурные вырезы в цапфах фрикционов (всех, кроме восьмого узкого) совпадали, а то хня получица.
И т.д. - п.12, п.11, п.10, и т.д., в обратном порядке.
Когда будете ставить массивную круглую штуку с дырками (pressure plate - п.11._ имейте ввиду что ставить её надо так чтоб плотно села (и на ней и на барабане, на который она одеваецо есть дырочки, так их нужно совместить, чтоб рядом были - и тогда нормально сядет).
Когда будете завинчивать шестью болтами на 6 кольцо-фиксатор (clutch spring plate retainer - см. п.8 ), держащее пружину сцепления - тут поаккуратней, усилие на них нужно всего то 8 Ньютонов, да и то наверное много, ибо болты эти говёные, я вот от избытка здоровья один порвал, пришлось высверливать.
Родной крепёж у ямахи - весь говно.
Острый момент:эти шесть болтов нельзя перетягивать. Строго 8 Нм, ибо опытным путём установлено: динамика матоциклета обратно пропорциональна затяжки этих болтегов. Иными словами: чем сильней затянешь - тем хреновей едет, и тем больше жрёт керосина. Да и выжим рычага сцепления становица нечеловечески тяжёлым.
Перед закрыванием крышки убедитесь что весь инструмент на месте, и никакой рашпиль, надайбох, в картер не упал - а то будет вам... сцепление ;-))
Убедившись что на прокладку и кромку картера не налипло твёрдого говна (грязь, песок, алмазы и т.д.) - закрывайте крышку. Усилие на болтах - 10 Нм, не больше. будет течь - подтянете на горячую, оно и перестанет.
Поздравляю Вас.
ПС, А, чуть не забыл: в процессе можно ещё делать всякие там промеры толщин и замеры выработок у всяких деталюшек.
ИМХО более всего (кроме фрикционов конечно) тяга двигла зависит от степени выработки пружины сцепления (п.9). Её норма по высоте - 7 мм. Кладём пружину зубьями вверх на ровную поверхность и хвостиком штангенциркуля (тонкий такой, внутри штангенциркуля ездит) промеряем высоту зубьев следующим образом (внизу страницы, красным обвёл):
Короче если высота (зелёным обвёл) будет менее 6.5. мм - безжалостно менять к ибенейматери. Стоит около 50-100 баксов, партнамбер 1FK-16334-00-00
Можно заодно и выработку всех остальных деталюшек промерять, но это уж сами... См.мануал ;-))
-=
ВНИМАНИЕ=-
Пожалуйста, в этой теме комментарии не оставляйте. Пущай это будет рабочее пособие.
Для выражения всяческих Респектов Joss-у,
а также вопросов, делайте это в теме: http://vmax-club.ru/forum/index.php?topic=980.0.
Спасибо за понимание ; )
С Уважением, дим-димыч.