На двигателе справа есть смотровое окошко
Там должно быть видно масло. Если видно - ура. Не видно - его мало. А какое там залито - никто не знает, значит надо будет сразу поменять. А значит, и фильтр.
Ну а про уставший двигатель - может и не все так плохо. Надо слушать/смотреть.
Самый частый звук - гряканье корзины сцепления. (Справа, там же, примерно, где смотровое окошко). Он слышен практически у всех, кто ездит и не является критичным. Но о том. что мотор ездил, а не стоял в гараже, тем не менее, свидетельствует.
Слева если гремит, значит, возможно, обгонная муфта стартера. Но это очень сомнительно. Такое обычно не впаривают. Как гремит обгонка - никогда не слышал. (Если интересно, почему не слышал - изучай форум, особенно говносрачи, какой в-макс лучше полносильный или стосильный)
Ровность работы двигателя обычно у всех не очень ровная. Но все-же...
Компрессию вряд-ли ты сможешь померять. Но если сможешь - одинаковая она должна быть в цилиндрах.
Нагар на свечках если удастся посмотреть - там те-же правила, что и на машинах.
Опять же, если он у них на сможет завестись и придется прикуривать - тоже типичное явление. Хотя может указывать, что аккумулятор, возможно, придется менять. Но может и не указывать.
Внешний вид посмотри. Прокородировавший алюминий по моим понятиям хрен ты сделаешь как новым. Хотя многие не согласятся. А его тут много.
Тормозной бачок на руле облезший - это все просто. Облили его тормозухой и вовремя не вымыли - он и облез. Неисправностью не является. Хотя внешний вид сильно портит.
Один хрен все не напишешь, куда смотреть в коротком посте.
Выбирай, как Ельцина, сердцем.